Нетрадиционные формы урока как средство развития познавательных универсальных учебных действий.

Обобщение опыта работы учителя начальных классов  МБОУ «Лицей «Эрудит» г. Рубцовска Шеньковяк Маргариты Владимировны.

Разрешите представить своё выступление по теме «Нетрадиционные формы  урока как средство развития познавательных универсальных учебных действий»

Процесс  введения ФГОС нового поколения в деятельность  образовательных учреждений  требует серьезного переосмысления   основных направлений работы, опирающихся на системно-деятельностный подход в процессе обучения, на формирование УУД и умения учиться, способствующих саморазвитию и самосовершенствованию личности путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. При этом ЗУН формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.

Важно создать не только новые условия, но и изменить сам образовательный процесс: освоить новые формы организации обучения, новые образовательные технологии, создать новую информационно-образовательную среду. Именно на создание таких условий ориентирована программа развития лицея «От успеха в лицее – к успеху в жизни» на 2011-2015 гг

Работая в лицее, я  являюсь носителем его духа и идей. Поэтому моя тема теснейшим образом перекликается с методической темой лицея «Становление личности учащихся через компетентностный подход в обучении и воспитании». Наиболее успешно реализовать компетентностный подход в условиях введения ФГОС позволяет развивающее обучение.

По системе Л.В.Занкова работаю 10 лет, она является  одной из приоритетных в лицее.

За эти годы  пришла к выводу, что учитель не должен быть для ученика просто источником информации. Из пассивного потребителя знаний учащийся становится активным субъектом образовательной деятельности. Методика Л.В.Занкова предполагает вовлекать учащегося в различные виды деятельности. Многое здесь зависит от мастерства учителя, от его умения организовывать учебный процесс, от его творчества и постоянного поиска новых форм и приемов обучения. Основной формой организации учебного процесса был и остается – урок.

Современный урок предполагает:

  • общекультурное развитие;
  • личностное развитие;
  • развитие познавательных мотивов, инициативы и интересов учащихся;
  • формирование умения учиться;
  • развитие коммуникативной компетентности.

Такие уроки невозможны без использования новых технологий  и нестандартных форм   обучения.

Одним из таких средств, считаю  проблемное обучение  и групповую работу.

Проблемное обучение —  это  мощнейший способ повысить интерес к предмету. Проблемные ситуации способствуют  формированию познавательных УУД (изучение объекта через самостоятельное открытие или через управляемое открытие, когда процессом постижения истины управляет учитель). Вместо объяснения — учитель побуждает учеников наблюдать, выдвигать гипотезы, проверять решения, для чего учащиеся активно используют интуитивное и аналитическое мышление. При этом для живого диалога можете задавать наводящие вопросы, поощрять догадки ребят, основанные на неполных данных, помогать подтвердить или опровергнуть их при всестороннем анализе фактов. На таком уроке этапами работы станут введение в тему, экспериментирование, обдумывание, осмысление, практическое использование фактов, проверка, вывод.

Групповая работа наиболее полезна для формирования как познавательных так и коммуникативных УУД. В ней школьники учатся взаимодействовать, распределять работу, оценивать свой вклад в результат общей деятельности. Чтобы в совместной деятельности не было “зайцев”, т.е. детей, которые бездельничают, но получают преимущества за счёт работы группы, учу детей распределять ответственность между собой самостоятельно, убеждаю, что у них достаточно возможностей для активного участия в совместной работе.

После изучения сложного материала прошу ребят проверить себя в усвоении нового — объяснить тему друг другу.

В результате такой работы повышается мотивация учащихся к изучаемым предметам, растет число обучающихся успешно выполнивших учебные, учебно-исследовательские и творческие проекты.

Во II  Краевом конкурсе проектов  «Как прекрасен этот мир, посмотри!»   в номинации«Литературное творчество»  учащиеся моего класса завоевали Диплом  1 степени;  в краевом  заочном  экологическом марафоне  «Сохраним биосферу» — 4 человека стали лауреатами.

Модернизация современного образования привела к поиску не только новых форм, приёмов, способов обучения и воспитания, но и к проведению нестандартных уроков. Это даёт возможность

поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний. Это  помогает развитию познавательных, ценностно-ориентировочных,  социальных компетенций.

Признаки нетрадиционного урока

  • Несет элементы нового, изменяются внешние рамки, места проведения.
  • Используется внепрограммный материал, организуется коллективная деятельность в сочетании с индивидуальной.
  • Привлекаются для организации урока люди разных профессий.
  • Достигается эмоциональный подъем  учащихся через оформление кабинета, использование ИТ
  • Выполняются творческие задания.
  • Проводится обязательный самоанализ в период подготовки к уроку, на уроке и после его проведения.
  • Обязательно создается временная инициативная группа из учащихся для подготовки урока.

Наиболее распространённые типы нестандартных уроков

  • Уроки «погружения»
  • Уроки — деловые игры
  • Уроки — пресс- конференции
  • Уроки- соревнования
  • Уроки  КВН
  • Театрализованные уроки
  • Компьютерные уроки
  • Уроки с групповыми формами работы
  • Уроки взаимообучения учащихся
  • Уроки творчества
  • Уроки- аукционы
  • Уроки, которые ведут учащиеся
  • Уроки-зачеты
  • Уроки- сомнения
  • Уроки — творческие отсчеты
  • Уроки- формулы
  • Уроки- конкурсы
  • Бинарные уроки
  • Уроки- обобщения
  • Уроки- фантазии
  • Уроки- игры
  • Уроки- «суды»
  • Уроки поиска истины
  • Уроки- лекции «Парадоксы»
  • Уроки- концерты
  • Уроки- диалоги
  • Уроки «Следствие ведут знатоки»
  • Уроки — ролевые игры
  • Уроки- конференции
  • Интегрированные уроки
  • Уроки семинары
  • Уроки – «круговая тренировка»
  • Межпредметные уроки
  • Уроки- экскурсии
  • Уроки – игры «Поле чудес».

В своей практике отдаю предпочтение урокам, проведенных в форме экскурсии,   спектакля, интервью, видеоуроки.

Уроки-экскурсии

Уроки-экскурсии позволяют знакомить ребят с растительным и животным миром, развивают наблюдательность, чувство любви к малой родине и осознанию её красоты,  помогают раскрыть взаимосвязь предметов и явлений природы, воспитывают бережное отношение к ней.

Такие уроки проводим  3- 4 раза в год. Осенью помимо учебных задач собираем природный материал, который используем на уроках технологии.

Зимой регулярно производится  подкормка зимующих птиц, что позволяет обучающимся ощутить себя единым целым с окружающим миром через помощь малому и беззащитному.

Весеннее пробуждение природы – еще одна тема для размышления.  Экскурсия в это время года имеет продолжение на уроках развития речи. У ребят появляется возможность переложить увиденное и услышанное  в образы.  Часто рождаются строки не только в прозе, но и в поэтической форме. Особенно любимым занятием явилось сочинение хокку:

1.Солнце спряталось за облака.

Кажется, что оно спит

На мягкой подушке.

2. Цветы растут на дорожке.

По ним никто не идёт.

Жалеют!

3. Рябина красива и красна.

Красные ягодки повисли.

Как мамины серёжки.

 

Такие уроки имеют не только   общеинтеллектуальное значение, но и носят  духовно-нравственную направленность.

Видеоурок

Использование различных каналов поступления информации (слуховое, зрительное, моторное восприятие) положительно влияет на прочность запечатления  учебного материала.

Во время просмотра видеофильмов  в классе возникает атмосфера совместной познавательной деятельности. В этих условиях даже невнимательный ученик становится внимательным. Для того чтобы понять содержание фильма, школьникам необходимо приложить определенные усилия. Так, непроизвольное внимание переходит в произвольное, его интенсивность оказывает влияние на процесс запоминания. Чаще использую видеофильмы    на уроках литературного чтения, окружающего мира, технологии.

Эффективной и продуктивной формой обучения является урок-спектакль. Использование художественных произведений на уроках совершенствует  выразительную речь учащихся, обеспечивает создание коммуникативной, познавательной и эстетической мотивации. Подготовка спектакля – творческая работа, которая способствует выработке навыков коммуникативного  общения детей и раскрытию их индивидуальных творческих способностей. К таким урокам нужно тщательно готовиться: давать предварительные задания, объяснять  роль и задачи каждого ученика, проводить дополнительные репетиционные занятия.  На это уходит немало времени,  сил учителя и детей, но после проведения такого урока    эмоционально добытые знания становятся убеждениями.

Эта работа позволяет углублять знания в определенной области учебного предмета; применять их на практике. Наблюдается не только рост числа учащихся, принимающих участие во внеурочной деятельности по предметам, но и повышение качества их творческих и исследовательских работ (1 место в городском конкурсе на самый экологический класс «Супер-ЭКО», Дипломы городского конкурса исследовательских и творческих проектов «Я — исследователь»)

Вряд ли стоит доказывать, что самым надежным свидетельством освоения изучаемого предмета является способность учащихся вести беседу по конкретной теме (Проявляется уровень сформированности коммуникативной компетентности). В данном случае целесообразно проводить урок-интервью.

Урок-интервью – это своеобразный диалог по обмену информацией. На таком уроке, как правило, учащиеся  овладевают   навыками монологической   речи.

Подготовка и проведение урока подобного типа стимулирует учащихся к дальнейшему изучению предмета, способствует углублению знаний в результате работы с различными источниками, а также расширяет кругозор.

Так прошли уроки по темам «Образование древнерусского государства», «Жизнь славян в лесах»,  Фет А.А. «Чудная картина », «Падежи русского языка».

Нестандартные  формы проведения занятий «снимают» традиционность урока, оживляют мысль. Однако необходимо отметить, что слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как нетрадиционное может быстро стать традиционным, что в конечном счете приведет к падению у учащихся интереса к учению.

В какой бы форме не был проведён урок: стандартной или нестандартной –

«Урок — это центр, вокруг которого вращаются и к которому возвращаются все мысли и действия учителя»

Творческих Вам успехов, уважаемые коллеги!

WordPress SEO fine-tune by Meta SEO Pack from Poradnik Webmastera