Работа над ошибками как результат сформированности познавательных УУД на уроках математики.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ. Выступление Мартыненко Г.А.

11

В начальной школе предмет “Математика” является основой развития у учащихся познавательных универсальных учебных действий, которые включают:

общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем.

Предполагается, что результатом формирования познавательных универсальных учебных действий будут являться умения:

  • произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач;
  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;
  • использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач;
  • ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
  • учиться основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов; уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов;
  • уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков
  • уметь осуществлять синтез как составление целого из частей;
  • уметь осуществлять сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
  • уметь устанавливать причинно-следственные связи;
  • уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
  • уметь устанавливать аналогии;
  • владеть общим приемом решения учебных задач;
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотеки, образовательного пространства родного края (малой родины);
  • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
  • уметь осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения образовательных задач в зависимости от конкретных условий

Одним из важнейших УД  является так же умение проводить самопроверку и оценивать собственную деятельность. Очень важно учить детей не просто находить ошибки, а анализировать,  выявлять проблему.

С этой целью необходимо научить детей правильно выполнять работу над  собственными  ошибками. Это очень важный компонент, который позволяет осознанно усваивать  учебный  материал.

Ребенок  в ходе работы над ошибками видит проблему,  вникает в нее и учится решать.

На последнем заседании МО состоялся серьезный разговор на  тему «Работа над ошибками»

«Как часто, работая над формированием определенного навыка, мы сталкиваемся с тем, что ученики, не смотря на все наши усилия, продолжают делать одни и те же ошибки. Как же так? Удивляемся мы. Ведь практически на каждом уроке мы  повторяем и разбираем соответствующий материал, а ошибок не становится меньше. Скорее наоборот, все новые и новые ошибки попадают в разряд «любимых». Здесь учителю  недостаточно просто выявить конкретные ошибки, важнее понять, почему они допускаются учениками. Именно выявление проблемы, которая влечет за собой ту или иную ошибку, позволит учителю спланировать работу по борьбе с этой ошибкой».

Известно, что ошибка — это неправильное действие, которое нужно исправить и отработать: сказать, в чем ошибка заключается, назвать причину этого, решить, как подобной ошибки больше не допустить.

Дети часто не любят выполнять работу над ошибками. Чаще всего потому, что не могут пока сами легко ориентироваться в изученном материале, а абстрактные мыслительные операции обобщения и конкретизации у них еще только начинают развиваться.

Как же грамотно организовать работу над ошибками по математике? Для нас, учителей,  это тоже проблема.  Научить этому очень сложно.

.  Если по русскому языку алгоритм РНОш есть, то по математике – нет.

Пришли к  выводу: нужно создать единый общий алгоритм «Работа над  ошибками по математике».

Например: Сложение и вычитание многозначных чисел:
— повтори таблицу разрядов и классов;
— запиши пример правильно (разряд под разрядом);
— реши пример правильно;
— проверь сложение вычитанием или вычитание сложением.
Образец:  234          Проверка: 487

253                          -253

487                            234
Работая дома над ошибками, ребенок не всегда может подобрать подобные задания самостоятельно, поэтому, для сильных детей возможно не исправление, а  подчеркивание  ошибок,  вынося при этом определенный значок на поля.   Для слабых учащихся учитель сам подбирает подобные задания.

(Слайд «Решение»)

Таким образом,  принято решение:

  1. Признать проблему эффективности работы над ошибками в начальной школе актуальной и требующей решения.
  2. Осуществлять работу над ошибками в системе, используя все формы организации: коллективную, групповую и индивидуальную.
  3. Использовать активные приемы и методы формирования орфографической зоркости в организации работы над ошибками.
  4. На основе наработанных материалов создать  единые  алгоритмы “Работа над ошибками” по математике и русскому языку.
  5. Провести совместные заседания по данному вопросу с  МО учителей русского языка и математики.

 Учась,  порой, как говорят, с мученьем,

Мы труд свой ощущаем точно зло.

Но есть, друзья, простейшее решение:

Попробуйте учиться с увлечением!

Рискните, люди, многим повезло…

                                                              (Асадов Э.А.)

WordPress SEO fine-tune by Meta SEO Pack from Poradnik Webmastera