Тема: «Методика использования ЭОР нового поколения в условиях реализации ФГОС». Выступление: Булгакова О.М.- учитель физики.

 

Актуальность: Сегодняшние  учащиеся  растут в цифровом мире.

Современная образовательная среда должна использовать те же технологии и устройства, которые они применяют для связи и развлечений вне школы: интернет, смартфоны, планшеты  и переносные компьютеры. Но важно не то, что учеников привлекает технология, а то, что репродуктивное  образование недостаточно приспособлено к потребностям современной экономики.

Современный учебный процесс,  требует существенного расширения арсенала средств обучения.

В рамках реализации Федеральной целевой программы развития образования и проекта «Информатизации системы образования» было разработано свыше 130 тыс различных ЭОР. К ним относятся комплекты к школьным учебникам * , мультимедийные модули по предметам, интерактивные карты, виртуальные лаборатории, энциклопедии и словари, подборка музыкальных и художественных произведений в цифровом виде.

ЭОР можно классифицировать:

По цели создания

  • Педагогические информационные ресурсы
  • Культурные информационные ресурсы

По природе основной информации

  • Текстовые
  • Изобразительные
  • Звуковые
  • Мультимедийные

По функции в учебном процессе

  • Предъявление учебной информации, демонстрация объектов , явлений и процессов
  • Информационно-справочное обеспечение занятий
  • Моделирование объектов, явлений, процессов
  • Расширение сектора самостоятельной работы за счет использования активно – деятельностных форм обучения
  • Тренаж навыков и умений, решение задач
  • Контроль и оценка знаний учащихся

Поэтому цель  использования ЭОР  в своей педагогической практике считаю:

ЦЕЛЬ- Обеспечение нового качества образования, повышение образовательных результатов уч-ся за счет эффективного встраивания ЭОР в образовательный процесс.

Учебная работа включает аудиторные занятия с учителем и самостоятельные домашние задания. Электронные образовательные ресурсы позволяют выполнить дома более полноценные практические занятия – виртуальные лаборатории, наблюдения за производственными процессами, лабораторные эксперименты и пр. Также учащийся сможет самостоятельно провести анализ собственных знаний, умений и навыков без участия учителя или родителя. ЭОР помогают создать проблемную ситуацию на уроке.

Я использую ЭОР как в урочной деятельности, так и дистанционно.

На мотивационно-целевом  этапе урока  – использую  вначале урока различные объекты  или иллюстрации, которые  активизируют внимание уч-ся и  способствуют формированию внутренней мотивации уч-ся.  Например при изучении темы Законов Ньютона в 10 кл, СЛАЙД

— ЧТО ОБЩЕГО МЕЖДУ ЭТИМИ ОБЪЕКТАМИ? это дает  возможность выхода на тему и цель урока. Помимо иллюстрированных гипертекстовых материалов в модуль  входит интерактивная анимация «Третий закон Ньютона».

Новый материал начинаю  с актуализации знаний каждого по предлагаемой проблеме, что позволяет расширить свои представления знаниями других участников.

ПРИМЕР: 1) при изучении темы «Основные положения МКТ» использую информационные модули -СЛАЙД, которые носят еще и практический характер и можно использовать их в качестве первичного закрепления, к тому же прослеживается межпредметная связь с химией.

2) При изучении «Силы Лоренца» в 11 классе использую модуль с интерактивной моделью электронно-лучевой трубки, которая демонстрирует принцип работы и устройство,  позволяя самостоятельно делать выводы о происходящих в ней процессах, тем самым развивая исследовательские компетенции.

3) А при изучении нового материала темы «Статика» в 10 классе использую информационный модуль «Равновесие тел» — СЛАЙД.  Помимо иллюстрированных гипертекстовых материалов в него входит игровая модель «Равновесие брусков», для практического применения. После изучения основных понятий темы можно в качестве закрепления предложить практический модуль для фронтальной работы с классом. Учащиеся учатся слышать друг друга,   отстаивать свою точку зрения.  СЛАЙД

Но на уроке с помощью ЭОР можно осуществлять и индивидуальную работу с уч-ся, для проверки знаний. НАПРИМЕР: в 11 классе использую модули по теме «Сила Ампера» «Сила Лоренца» СЛАЙД.   прохождение теста происходит на уроке 1 учеником, с последующей самопроверкой. Разное количество заданий и различный уровень заданий, помогают осуществлять индивидуальный подход на уроке, и экономить время.

На этапе закрепления и обобщения  учебного материала использую следующие практические  модули:

1. модуль включает в себя лабораторную работу и задания для закрепления знаний, в результате уч-ся должны подобрать такие данные эксперимента и занести их в таблицу, чтобы выполнялось условие равновесия тел. — СЛАЙД

2. при обобщении темы «Механика» в 10 кл, использую модуль закрепления знаний об основных законах и понятиях. В его состав входит информационный слайд и практические задания: на понимание законов Ньютона, на расчет ускорения и знания размерности при измерении силы. СЛАЙД

Данный модуль дает уч-ся возможность проверить себя и использовать подсказку, менять последовательность заданий возвращаться в предыдущие задания и использовать звуковое сопровождение.

Контроль знаний по изученной теме можно осуществлять с помощью итогового тестирования — СЛАЙД, но осуществить это в рамках урока сложно технически так потребуется для прохождения теста каждому ученику компьютер. Поэтому тут на помощь приходит ДО, элементы которого,  я осуществляю через сетевой ресурс Net chkola. Где мной разработана большая тема для 10 класса, в каждом разделе которой для уч-ся предложены ЭОР: для получения учебной информации по изучаемой теме, тесты, контрольные вопросы и задания, домашние лабораторные работы, задачи на построение графиков, материал для повторения. СЛАЙД (обзор заданий, использование почты- обратная связь)

При выборе ЭОР обязательно учитывать методы обучения, формы работы и что бы они соответствовали цели и задачам урока, а так же уровню подготовки класса.

Трудности, возникающие при использовании ЭОР:

1. Использование ЭОР существенно увеличивает время подготовки педагогов к учебному процессу.

2. Не всегда возможно гармонично встроить использование ЭОР в программу по предмету учебного плана.

3. Возникновение технических трудностей, не зависящих от учителя и уч-ся.

4. Не желание уч-ся использовать ЭОР при ДО.

ВЫВОД:

Применение электронных образовательных ресурсов должно оказать существенное влияние на изменение деятельности учителя, его профессионально-личностное развитие, инициировать распространение нетрадиционных моделей уроков и форм взаимодействия педагога  и учащихся, основанных на сотрудничестве, а также появлению новых моделей обучения, в основе которых лежит активная самостоятельная деятельность обучающихся.
Это соответствует основным идеям ФГОС, методологической основой которого является системно – деятельностный подход, согласно которому «развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования».

WordPress SEO fine-tune by Meta SEO Pack from Poradnik Webmastera