«

»

Ноя 30

Аналитический отчёт по внедрению дистанционных образовательных технологий на базе БИЦ по МБОУ «Лицей «Эрудит» за 2012-2013 учебный год

Цель: обеспечение условий успешной реализации проекта по внедрению дистанционных образовательных технологий на базе БИЦ, формирование информационно-коммуникационной, коммуникативной и учебно-познавательной компетентностей.

 

Задачи:

проведение оперативной диагностики обучения учащихся в дистанционной форме;

регулирование механизмов дистанционного обучения;

своевременное выявление всех отклонений от предусмотренных условий реализации проекта;

определение степени удовлетворённости обучающихся, родителей организацией обучения в дистанционной форме, в том числе профильного.

Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения, направленные на усиление ориентации образования на потребности личности, обусловили необходимость коренного изменения структуры и содержания подготовки выпускников лицея. Необходимость сконцентрировать внимание на требованиях, предъявляемых к компетенциям выпускника, привела к поиску новых технологий в образовании и переосмысления с методической точки зрения применяемых на практике методик. Одним из востребованных методов обучения в ОУ становится дистанционное обучение.

В рамках реализации Комплекса мер по модернизации региональной системы образования лицей включён в состав  пилотных ОУ, внедряющих ДОТ на базе БИЦ (основание приказ Управления Алтайского края по образованию и делам молодёжи от 07.09.2011 г. № 3175).

Цель внедрения ДО: обеспечение широкого доступа учащихся к качественной учебной информации на современном уровне,

Задачи: разработать и реализовать:

— межшкольную модель  введения дистанционных образовательных технологий (ДОТ) школьников;

— рабочие учебные программы по предметам с применением ДОТ;

— модель взаимодействия в сети учащихся и педагогов;

— регламент взаимодействия в сети;

— средства обучения в технологии ДОТ;

— методические рекомендации.

 

В связи с введением ДОТ в лицее формируется нормативно-правовая база УВР. Приказом определены ответственные за внедрение элементов дистанционного обучения. В уставе отражена возможность предоставления образовательных услуг с использованием ДОТ. В пояснительной записке к учебному плану и в рабочих программах учителей отражены темы, которые можно изучать с применением ДОТ.

Разработано Положение о внедрении и использовании ДОТ в образовательном процессе, БИЦ и утверждена программа деятельности БИЦ. Расширены должностные обязанности членов администрации по этому направлению.

Проект реализуется на старшей ступени обучения -10,11 классы, информационно-технологического и химико-биологического профиля, в количестве 41 чел. ДОТ в системе используются на уроках биологии, химии, географии, математики, физики (25% педагогов). Педагоги лицея Беловодская Г. Н., Булгакова О. М., прошли курсы повышения квалификации по теме «Внедрение дистанционных образовательных технологий в учебный процесс» (АКИПКРО- 2011г.), Климова О. И., Челнокова О. В., Распевалова Н. А.- 2011г, Казанцева Н. В. – 2012 «Обучение и методическая поддержка по использованию ЭОР в образовательной деятельности с применением дистанционных образовательных технологий» (Академия АЙТИ), библиотекарь Бычкова И. В. – 2013 г. «Проектирование модели деятельности библиотечно-информационного центра по созданию единой информационной среды общеобразовательного учреждения».

А. В. Хуторской выделяет пять типов дистанционного обучения, но наиболее приемлемым для лицея является тип обучения «ученик – Интернет — учитель»: удалённое обучение дополняет очное обучение.

Для осуществления дистанционного обучения выделен компьютерный класс и медиатека, кабинеты оснащены компьютером и проекционным оборудованием, обеспечен доступ в сеть Интернет, получены 2 ноутбука и комплект ЭОР, кроме того,  ЭОРы скачиваются из Интернета и устанавливаются своими силами.

На сайте выделена страничка, на которой отражается деятельность в рамках реализации ДОТ. С помощью сайта обучающиеся и родители оперативно знакомятся с домашними заданиями при отмене занятий в актированные дни и болезнью обучающихся, корректировкой расписания.

Педагогами в качестве сетевых средств доставки учебных материалов используется собственный сайт, созданный в 2012-2013 учебном году (Казанцева Н. В., Бобровская Е. В.).

Изучение и распространение опыта применения ДОТ изучается в рамках методических совещаний, заседаний методических объединений учителей предметников, педагогических советов:

август 2012тема педагогического совета «Модернизация общего образования: новые ресурсы – новое понимание – новое качество образования», вопрос: Дистанционное обучение как новый ресурс совершенствования процесса информатизации в лицее

сентябрь 2012 – заседание методического совета, рассмотрены вопросы «Основные теории и методики педагогических измерений. Создание измерительных материалов в форме тестов для мониторинга», «Работа учителей в сетевых сообществах».

октябрь 2012 — педагогический совет по итогам 1 четверти, вопрос «Новый учитель — успешный  ученик: взаимодействие, взаимопонимание, сотрудничество».

13.12.2012 г. Бобровская Е. В., учитель биологии, провела мастер-класс «Дистанционные  образовательные технологии на уроках биологии в химико-биологическом профиле при подготовке к ЕГЭ». Данный опыт педагога может быть распространён на уровне образовательного округа и края.

На 17.01.2012 года проведён педагогический совет «Эффективность управления качеством образования на основе внедрения информационных технологий и образовательного мониторинга в УВП», во второй части педагогического совета «Дистанционное обучение – новая  технология доступности образования и управления» представлен опыт педагогов лицея, вычленены проблемы и определены перспективы дальнейшей работы.

Опыт использования дистанционных технологий представлен учителями математики (Беловодская Г.Н., Климова О. И., Челнокова О. В.) на краевом конкурсе видеоматериалов, педагоги награждены дипломом лауреата.

Во второй половине 2012-2013 учебного года в связи с подготовкой к лицейскому и городскому конкурсу учебно-исследовательских работ активно применялся метод проектов в сочетании с дистанционным обучением (Шлей Л. В., Соколова Л. В., Бобровская Е. В., Скосырева Е. В. и др.). Использование очно-дистанционных проектов даёт возможность более рационально использовать учебное время, пробуждает интерес учащихся, способствует заинтересованности других учителей внедрением ДТ.

Общий анализ анкет «Влияние дистанционных образовательных технологий на учебный процесс» (результаты анкетирования прилагаются)

В анкетировании приняли участие педагоги, осуществляющие дистанционное обучение и учащиеся.

Все педагоги отметили положительное влияние дистанционных образовательных технологий на учебный процесс. В качестве аргумента на втором году реализации ДО отмечены следующие факторы:

1)    реализация компетентностного подхода в образовательном процессе;

2)    создание методического электронного портфолио;

3)    трансформация и оптимизация имеющихся знаний и умений;

4)    приобретение новых знаний и умений работы с Интернетом;

5)    рост авторитета учителя;

6) улучшение возможностей контроля знаний с помощью материалов дистанционного учебного курса, в том числе автоматизированных тестов;

7) расширение возможностей самостоятельной работы учеников.

Наиболее полезными для реализации своих образовательных целей учащиеся отмечают такие возможности ДОТ, как:

— возможность заниматься в любое удобное время вне зависимости от дней недели и времени суток,

— возможность выбора ритма и темпа занятий ,

— решать Онлайн тесты во время урока и контролировать свои знания,

— в любое время можно связаться с учителем и получить консультацию,

— работаем с материалами других педагогов,

— дистанционное обучение помогает добиться лучших результатов,

— такие технологии нужны, так как воспитывают самостоятельность у учащихся,

— помогают индивидуально решить проблемы по предмету.

 

При этом результаты опроса учителей лицея позволяют сделать вывод, что существуют следующие трудности, связанные с внедрением и применением ДОТ:

1) значительные затраты времени на разработку дистанционного учебного курса;

2) недостаточная информационная компетентность в технических аспектах разработки дистанционного учебного курса;

3) недостаточная компетентность в области методики применения ДОТ

4) недостаточная скорость работы Интернет в школе.

Анализ поступивших ЭОР в рамках пилотного проекта выявил следующие проблемы:

— некоторые CD диски можно использовать только локально за одним компьютером;

— организовать дистанционное обучение возможно только в рамках отдельного кабинета;

— для удалённого доступа содержательный материал дисков использовать затруднительно.

Трудности при использовании ЭОР (кроме поступивших в рамках проекта)

для решения задач учебно-воспитательного процесса в лицее:

— наличие большого количества электронных образовательных ресурсов, представленных в Единой коллекции;

— необходимость смены деятельности учащихся на уроке за счет применения разных типов электронных образовательных ресурсов;

— недостаточное отражение вопросов применения и создания электронных образовательных ресурсов в литературе, в том числе и в нормативных документах;

— отсутствие возможности изменять и дорабатывать готовые электронные учебно-методические материалы соответственно собственным целям и задачам, так как они являются коммерческими продуктами;

— отсутствие знаний, умений и опыта, необходимых для разработки электронных образовательных ресурсов;

— недостаточное количество курсов повышения квалификации, целью которых является формирование знаний и умений применения электронных образовательных ресурсов;

— необходимость устанавливать и применять лицензируемое программное обеспечение для разработки электронных образовательных ресурсов;

— отсутствие положительного опыта по разработке и применению электронных образовательных ресурсов, и как следствие, интереса к организации учебного процесса с применением электронных образовательных ресурсов.

 

Таким образом, анализ ДОТ  позволяет сделать следующие выводы:

1. Положительные эффекты   обучения в дистанционном режиме отмечены педагогами,  старшеклассниками и родителями.

2. Преобладающими мотивами выбора дистанционного обучения являются познавательные.

3. Повышается оперативность учебной деятельности. Появляется возможность использовать современные ресурсы.

4.  Повышается информационная компетентность участников образовательного процесса.

5. Снижается негативное влияние отмены занятий в связи с погодными условиями.

6. В качестве платформы для реализации дистанционного обучения используются: сайт лицея (эл. портфолио), ФИПИ, ЦОРЫ, эл.почта, соц. сети, виртуальные лекции ВУЗов, эл.презентации педагога, эл.учебники.

Малоосвоенными являются платформа Мудл.

7.Обучающиеся выделяют возможность заниматься в любое удобное время вне зависимости от дней недели и времени суток как наиболее полезную возможность сетевого ресурса для реализации образовательных целей.

8. Большинство учащихся считают, что изучение сетевого ресурса способствует формированию внутренних процессов саморазвития.

9. Основными проблемами дистанционного обучения с точки зрения учащихся являются проблемы технического характера .Учащиеся отмечают, что дистанционное обучение не может заменить живого общения с учителем, таким образом духовно-нравственная составляющая образовательного процесса играет важную роль в судьбе ребёнка.

10. Отсутствие комплексных разработанных учебных курсов на платформе МУДЛ.

Перспективы реализации проекта в лицее:

  1. Вовлеченность педагогов в реализацию ДОТ
  2. Совершенствование нормативно-правовой базы по следующим направлениям: 

1. Методические рекомендации.

2. Перечень ЭОР, применяемых педагогами.

 

3       Создание дистанционных учебных курсов на платформе МУДЛ.

4     Выход на межшкольную модель реализации ДОТ.

 

Приложение

Анкета

«Влияние дистанционных образовательных технологий на учебный процесс»

Целевая аудитория: педагоги, внедряющие ДОТ с участием детей, обучающихся с применением ДОТ.

Приняли участие 7 педагогов и учащиеся 10-11 классов.

1. Каким образом, на ваш взгляд, влияет применение дистанционных образовательных

1. Положительно — 7

2. Скорее положительно, чем отрицательно -0

3. Скорее отрицательно, чем положительно -0

4. Отрицательно- 0

2. Отметьте те факторы применения дистанционных образовательных технологий, которые, на ваш взгляд, оказывают положительное влияние на учебный процесс. При необходимости напишите свои варианты ответов.

1) доступ учеников к учебным материалам в любой момент времени; — 7

2) реализация обратной связи учителя с учеником в дистанционной форме; -4

3) улучшение возможностей закрепления знаний с помощью материалов данного учебного курса; — 3

4) улучшение возможностей контроля знаний с помощью материалов дистанционного учебного курса, в том числе автоматизированных тестов; — 6

5) наличие в дистанционном учебном курсе материалов для дополнительного изучения учениками в соответствие с их познавательными интересами; — 6

6) расширение возможностей самостоятельной работы учеников; -5

7) расширение применения электронных образовательных ресурсов; 3

8) расширение возможности организации совместной проектной деятельности в дистанционной форме; — 3

9) облегчение работы педагога и процесса освоения содержания предмета учениками при наличии необходимых учебных материалов в дистанционном учебном курсе; -2

10) другое:

реализация компетентностного подхода в образовательном процессе;

создание методического электронного портфолио

3. Опишите трудности во внедрении и применении ДОТ. При необходимости напишите свой вариант ответа.

1) значительные затраты времени на разработку дистанционного учебного курса; — 5

2) недостаточная информационная компетентность в технических аспектах разработки дистанционного учебного курса; — 5

3) недостаточная компетентность в области методики применения ДОТ; -3

4) недостаточная обеспеченность компьютерной техникой и цифровым учебным оборудованием учителя; -1

5) недостаточная обеспеченность компьютерной техникой и цифровым учебным оборудованием учеников в школе; — 1

6) недостаточная скорость работы Интернет в школе; -4

7) …

333

WordPress SEO fine-tune by Meta SEO Pack from Poradnik Webmastera