«

»

Май 07

Стажёрская практика в лицее: опыт государственно-общественного управления

Стажёрская практика в МБОУ «Лицей «Эрудит»

           Актуальность темы «Государственно-общественное управление в образовании» подчеркивается в Федеральном законе «Об образовании в РФ», который перенес принцип государственно-общественного управления из сферы деклараций в сферу практических принципов организации управления всей системой образования.

            6 мая 2015 года на базе  МБОУ «Лицей «Эрудит» города Рубцовска состоялась  стажерская практика по теме «Механизмы привлечения родительской общественности и учащихся к оценке качества образования в лицее» в рамках Программы ФСП-3 «Государственно-общественное управление в общеобразовательной организации на основе принципов децентрализации и распределенности».

            В работе стажёрской практики приняли участие 15 стажёров — директора, заместители директора, учителя, курирующие вопросы государственно-общественного управления, общеобразовательных учреждений города Рубцовска.

Иванова Н. Т., директор лицея, в ходе тренингового упражнения «Мои ожидания» и «Мои сомнения» совместно со стажерами определили цель практики — освоение опыта реализации лицеем эффективной профессиональной  деятельности по привлечению родительской общественности и учащихся к оценке качества образования и проектирование способов локализации инновационного опыта применительно к условиям своего ОУ, стажёры высказали свои ожидания от стажерской практики.

            Разработанная в лицее модель государственно-общественного управления в форме Управляющего совета, представленная Толстовой О. Г., председателем УС, представителем родительской общественности 10 а класса,  позволяет максимально глубоко и с полным по- ниманием их ответственности вовлечь представителей общественности в реальное стратегическое управление, соблюдая эффективный и рациональный баланс полномочий между коллегиальным управлением и единоличным руководством.

В результате самостоятельной практической деятельности стажеры разработали на основе изученного инновационного опыта модели государственно-общественного управления своих образовательных учреждений, подробно охарактеризовав функции каждой из общественных организаций.

                В лицее ведется системная работа по привлечению родительской общественности и учащихся к оценке качества образования.

            Инновационный опыт по теме «Школьный военно-исторический музей — центр гражданско-патриотического, духовно-нравственного воспитания лицеистов» презентовали Соколова Л. В., учитель истории и обществознания, ветераны и учащиеся — члены Совет музея. Технология проведения учебной экскурсии заинтересовала присутствующих педагогов.

            Шевченко Т. А., заместитель директора по воспитательной работе, вовлекла стажёров в деловую игру «Регата» при проведении заседания кабинета министров лицейской страны «Содружество», используя, удалось проанализировать выполнение плана подготовки к празднованию 70-летия Великой победы, провести общественно-профессиональную экспертизу деятельности ученического самоуправления.

            Эффективные приёмы участия родительской и ученической общественности в проведении процедуры самообследования раскрыли Денисенко Т. В., заместитель директора по УМР, Рыблева О. В., социальный педагог. Инструментарий (анкеты) по оценке качества условий, созданных в лицее для реализации образовательных программ, отмечен стажёрами, как ценный опыт, который поможет выявить проблемы в деятельности ОО и спрогнозировать их решения. В качестве экспертов-аналитиков стажёры приняли участие в оценке отчета по самообследованию на соответствие предъявляемым требованиям.

            Пошаговая инструкция по привлечению родителей и учащихся к разработке учебного плана в части, формируемой участниками образовательных отношений самостоятельно, представлена Бухарметовой А. М., заместителем директора по УР, Кувандыковой Д. Ж., педагогом-психологом. Стажёры имели возможность закрепить теоретические знания на практике при разработке анкет по выявлению образовательных потребностей учащихся.

            Раскрывая возможности АИС «Сетевой край. Образование.» Курбатов А. Г., учитель информатики,  предложил стажёрам выступить в роли родителей и принять участие в  оценке качества образования, стажёры по достоинству оценили форум,  как эффективное средство взаимодействия участников образовательных отношений.

            Активное сотрудничество с родителями продемонтрировал видеосюжет занятия по бадминтону в рамках внеурочной деятельности учащихся начальной школы, подготовленный Алексеевой Н. В., учителем начальной школы, и Кислинской Н. А., заместителем директора по ВР.

В заключительной части программы в качестве экспертов-аналитиков стажёры приняли участие в фестивале семейных ансамблей «Домик у дороги», подготовленный Шевченко Т.А, заместителем директора по ВР, Бриком Ю. С., педагогом дополнительного образования. Всё разнообразие семейного творчества от декоративно-прикладного до песенно-музыкального искусства, несущее в себе идею единения семьи в творчестве, преемственности поколений, пропагандирующее высокую культуру семьи, было предложено зрителям. Фестиваль получил эмоциональный отклик в каждом сердце присутствующих педагогов.

             Для стажёров была подготовлен Ресурсный пакет материалов по теме стажёрской практики: нормативно-правовые локальные акты, методические рекомендации, инструментарий (анкеты) для привлечения родительской общественности к оценке качества образования в лицее, Положение о фестивале семейных ансамблей «Домик у дороги».

            Итоговая работа стажёров – описание модели государственно-общественного управления образовательной организацией и разработка критериев для оценки эффективности деятельности органов государственно-общественного управления – выполнена грамотно и с перспективой на дальнейшую реализацию в своем образовательном учреждении.

            При подведении итогов стажёрской практики отмечено, что  запланированная программа была полностью выполнена, педагоги были вовлечены в продуктивную работу, получили исчерпывающую информацию по всем вопросам, связанным с привлечением родительской и ученической общественности к оценке качества образования. Команда педагогов лицея показала высокий профессионализм, искреннее желание передать наработанный опыт своим коллегам.

98 % стажеров определили уровень организации стажерской практики как высокий.

Отзывы коллег-стажёров:

Доценко Надежда Александровна, заместитель директора по УВР МБОУ «СОШ №24» г. Рубцовска: «Участие в стажёрской практике для меня было очень полезным. Данное мероприятие повышает профессиональную компетентность по вопросам государственно-общественного управления. Лицей «Эрудит» продемонстрировал свой эффективный опыт работы по привлечению родительской общественности к системе оценки качества образования через участие в процедуре самообследования (проработанность инструментария). Яркие мероприятия дня – Фестиваль семейных ансамблей «Домик у дороги», экскурсия в музее. Обучающая, практикоориентированная работа – спасибо!»

Букрина Галина Петровна, Гилёва Татьяна Анатольевна, учителя математики МБОУ «ООШ № 15»: «Большое спасибо администрации, педагогическому коллективу «Лицея «Эрудит» за предоставление опыта по привлечению родительской общественности и учащихся лицея к оценке качества образования. Дан богатый инструментарий для оценки условий и качества образования. Появились идеи преломления получаемого опыта в практику нашего ОУ»

Булатова Лилия Леонидовна, директор, Феденева Маргарита Владимировна, заместитель директора по УВР МБОУ «СОШ № 22»: «Тема стажёрской практики очень актуальна, в ходе стажёрской практики овладели инструментарием для оценки качества образования родителями и учащимися. На практике создавали модель процедуры привлечения родительской общественности к оценке качества псхолого-педагогических, материально-технических и др. условий обучения, продемонстрированы приёмы использования результатов анкеты в улучшении качества образования».

Резникова Наталья Александровна, заместитель директора по УВР, МБОУ «СОШ № 24»: «Несомненно, для общеобразовательных учреждений тема актуальна, поскольку проблема государственно-общественного управления в достаточной мере не изучена. Тем не менее, МБОУ «Лицей «Эрудит» с целями и задачами стажёрской практики справились, поскольку диссеминация опыта состоялась, стажёры повысили профессиональную компетентность по вопросу реализации принципов децентрализации и распределённости ГОУ, многому научились. Интересна работа и военно-исторического музея, опыт которого по работе с общественностью уникален. Особый эмоциональный подъём вызвал Фестиваль семейных ансамблей «Домик у дороги», в ходе которого свои таланты продемонстрировали 6 семейных коллективов. Огромная благодарность всему коллективу лицея».

 

Материал подготовлен тьютором базовой площадки,

директора по УМР Денисенко Т. В.

OLYMPUS DIGITAL CAMERAOLYMPUS DIGITAL CAMERA

OLYMPUS DIGITAL CAMERAOLYMPUS DIGITAL CAMERAOLYMPUS DIGITAL CAMERAOLYMPUS DIGITAL CAMERAOLYMPUS DIGITAL CAMERAOLYMPUS DIGITAL CAMERA

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

WordPress SEO fine-tune by Meta SEO Pack from Poradnik Webmastera